«Горизонт»

детский оздоровительный лагерь
Лето начнётся через... 7 дней

Стоимость путёвки

на лето 2019 года

от 38 500 рублей

 

Подробнее



Забронировать

 

Любимый "Горизонт"

Наш лагерь похож на корабль,
Плывущий в синюю даль,
Навстречу тебе и ребятам,
Навстречу солнечным дням.

 

Корабль тебя не бросит,
Он на борт любого возьмёт,
О жизни твоей расспросит,
Полезным делом займёт.

 

А все пассажиры вместе-
Большая, большая семья,
Живущая дружно очень,
Живущая лагерь любя.

 

Программа

 

Игровая деятельность в программе детского оздоровительного лагеря.

Из опыта работы ДОЛ «Горизонт»

 

Сухолапова Н.М., ген. директор ДОЛ «Горизонт»

Талзи С.С., зам. директора ДОЛ «Горизонт»

аспирант УРАО ИПО

 

 

Все дети без исключения с радостью ждут летних каникул, связывают с ними реализацию своих надежд и мечтаний, возможность найти новых друзей, встретиться со старыми друзьями, увидеть новое и неизведанное, испытать себя в незнакомых условиях, научиться новому делу. Каникулы - это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряжённости, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала. Поэтому летние оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, где дети реализуют свои возможности и потребности. Детский оздоровительный лагерь становится полем получения нового личностного и социального опыта, ориентированного на нужды личности и её жизненные перспективы. И здесь важно не обмануть ожидания детей.

Проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству является предметом постоянного внимания на протяжении всей многовековой истории развития человеческого общества. Огромный духовный потенциал патриотической идеи отражен в различных устных и письменных источниках от древней Руси до современной России.

Со временем значение понятия «патриотизм» стало обозначать не только нравственные и моральные качества личности, но и выступать принципом, характеризующим отношение человека к Родине, ее прошлому и настоящему.

Существенное влияние на развитие патриотической темы в российской педагогике оказала научно-практическая деятельность К.Д. Ушинского. Вся система нравственного воспитания строится на силе положительного нравственного примера, богатейшим источником нравственности выступает история народа, его язык и культура.

Так, например, Н.А. Бердяев утверждал, что в развитии личности, обучении и воспитании молодежи большую роль играет познание истории. Все, что окружает человека и сопутствует ему в жизни: национальность, государственность, культура, история, не только его собственная, но и народа, человечества, прошлое и будущее - все это сконцентрировано в личности. Отсюда следует вывод, что забвение истории - забвение самой личности, отказ от истории - отказ от самого себя. Это положение выдающеюся философа особенно актуально звучит сегодня.

Таким образом, опираясь на данные основополагающие принципы, нами разработана программа по формированию и развитию патриотических чувств и качеств личности через содержательную часть традиционной народной культуры.

Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира.

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

  • Продолжение учебного процесса в условиях лета;
  • Проблема летней занятости детей;
  • Укрепление здоровья учащимися.

При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе лагеря:

  • Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
  • Принцип творческого отношения к делу;
  • Принцип добровольности участия в делах;
  • Принцип учета возрастных особенностей детей;
  • Принцип доступности выбранных форм работы.

Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. В прошлом году лагерь проработал по программе «Волшебная школа каникул». Эта программа полностью отвечала требованиям и задачам, поставленным перед педагогами, работающими в летнее время с детьми. Ребята с удовольствием создавали свои спортивные команды, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, вели летопись спортивных достижений своего отряда. Возможность лично окунуться в мир спорта и показать свои спортивные умения, никого из детей не оставило равнодушным.

Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей. Проанализировав прошлогоднюю работу, коллектив учителей и ученики пришли к выводу, что такую работу следует продолжить, но чтобы не повторяться, решили изменить название и некоторые правила. В этом году работа лагерной смены будет проходить в «открытом космосе» на большом совете было решено, что за прошедшие сезоны дети стали более эрудированны, физически выносливы, хорошо умеют ориентироваться в водной стихии, пора преступать к более серьезным испытаниям и покорить космическое пространство. И назвали мы нашу программу «Большое космическое путешествие»

 

1. Актуальность программы

Лето - период свободного общения детей, когда они могут удовлетворить свои интересы, развить способности и, самое главное, поправить свое здоровье, отбросить усталость, накопленную за учебный год.

Сегодня общество, как никогда нуждается в личности талантливой, творческой, индивидуально-самобытной, способной к самореализации, активно взаимодействующей с окружающим миром, свободно ориентирующейся в нем и легко и быстро адаптирующейся в стремительно изменяющейся окружающей среде. При этом наиболее остро встают вопросы о национальном самосознании, толерантном отношении к представителям других культур, ответственном и сознательном подходе к своему здоровью и к здоровью и будущему всей нашей планеты. В связи с этим актуальность программы обусловлена следующим:

В наш лагерь приезжают отдыхать разные дети. Среди них есть те, у кого много социальных проблем. Эти дети нуждаются в поддержке, участии и любви. По этой причине мы разработали программу детского отдыха, с учётом не только:

  • Возрастных особенностей детей, но и социальной адаптации личности в сфере семьи.
  • Подрастающее поколение надо учить и приобщать к семейным ценностям. Наша задача научить и на уровне нравственного воспитания рассмотреть все направления нашей работы через призму семейных ценностей.
  • Осуществление оздоровительной деятельности, социальная адаптация в новых условиях, комфортное пребывание во временном детском объединении.
  • Создание и апробирование наиболее эффективных средств, способов помощи ребёнку в выработке собственных принципов здоровой жизни.
  •  Изменение ценностного отношения к собственному здоровью и усвоение способов его сохранения.
  • Дополнительное образование детей - участников программы, в том числе в области информационных технологий, основы исследовательской и экспериментальной деятельности;

«Большое космическое путешествие» - это сюжетно-ролевая игра, рассчитанная на все лето, разделенная во времени на четыре сюжета-путешествия, каждое из которых станет основной идеей соответствующей смены.

Учитывая контингент лагеря (дети и подростки от 6 до 15 лет, из разных слоев общества, а также занимающиеся в спортивных и творческих коллективах), программа построена таким образом, чтобы обеспечить включение как можно большего числа участников в проводимые мероприятия, конкурсы, состязания, соревнования, а в результате дать им возможность изменить свою позицию, перейти от роли зрителя к роли непосредственного участника и организатора дел.

Несмотря на «космическую» тему, все мероприятия программы основаны на интересах и потребности детей и подростков в творчестве, самореализации и социализации и направлены на то, чтобы помочь им освоить новую систему ценностей в отношении к себе, к имеющимся знаниям, к другим людям, к природе, к культуре - одним словом, внести свой вклад в решение проблем окружающего мира.

 

2. Концептуальные основы программы.

Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Идея нашей программы состоит в приобщении ребёнка к Родине, семье. Ребёнок раскрывает и развивает свои способности, если создать ему для этого условия, окружить вниманием и заботой.

В. А. Сухомлинский называл проблему гармонии педагогических воздействий “коренной основополагающей закономерностью воспитания”. “Педагогический эффект каждого средства воздействия на личность зависит от того, насколько продуманы, целенаправленны, эффективны другие средства воздействия. Сила красоты как воспитательного средства зависит от того, насколько глубоко и продуманно осуществляется воспитание разума, чувств.

Слово педагога приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда действует сила личного примера старших, когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благородством.

 

3. Содержание. Цели и задачи программы.

Каникулы - не только время отдыха. В этот период школьники значительно пополняют свой практический опыт, получают новую информацию, умения и навыки.

Цель программы: создание условий для оздоровления, дополнительного образования, содержательного отдыха детей и подростков, способствующего их развитию, самореализации и социализации, а также патриотическому и экологическому воспитанию.

 

В сформулированной цели очевидны три основных направления или блока содержания программы, каждый из которых реализует определенные задачи:

  • Валеологический.

Цель: Сформировать ценностное отношение детей и подростков к своему здоровью и укреплять его через включение в систему спортивно-оздоровительных мероприятий.

Задачи:

  1. создать установку, мотивацию, потребность в ведении здорового образа жизни (ЗОЖ); сформировать негативную установку в отношении вредных для здоровья привычек
  2. оказать помощь в определении форм взаимозависимости между индивидуальным здоровьем, ЗОЖ и состоянием окружающей среды;
  3. ознакомить с доступными и эффективными методами оздоровления;
  4. создать условия для практического применения методов оздоровления;
  5. включить как можно большее количество детей в систему спортивно-оздоровительных мероприятий, в соответствии со спортивно-оздоровительной программой лагеря);
  • Культурологический

Цель: создание условий для развития, самоопределения, самореализации, социализации, дополнительного образования и патриотического воспитания детей и подростков.

Задачи:

  1. создать систему самоуправления, способствующую поддержанию инициативы, принятию самостоятельных решений, самореализации;
  2. приобщать детей к разнообразному социальному опыту современной жизни;
  3. организовать занятия в Студиях дополнительного образования по различным направлениям творчества (прикладные кружки, танцевальный, театральный, вокальный и т.д.), в соответствии с программами кружков;
  4. формировать патриотическую гражданскую позицию через изучение истории и культуры России и участие в фольклорных праздниках;
  • Эколого-туристско-краеведческий.

Цель: Формирование готовности к рациональной деятельности в природной среде.

Задачи:

  1. формировать экологическое мировоззрение, интерес и привязанность к природе родного края;
  2. освоение ценности экологической этики (изменение мотивации поведения в природной среде);
  3. расширить кругозор через изучение природы своего родного края;
  4. проводить познавательные экскурсии в природу, игры на местности;
  5. воспитать уважительное и бережное отношение к истории своей малой Родины;
  6. сформировать познавательный интерес к историческому прошлому, памятникам истории и культуры;
  7. проводить изучение местности, приобрести топографические и картографические навыки;

 

Общие задачи программы:

1. Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.

1. Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.

2. Организация совместной деятельности детей и взрослых.

3. Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий.

4. Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.

5. Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.

 

Идеи программы:

  • Идея коллективной творческой деятельности.
  • Идея игры, как основы жизнедеятельности лагеря.
  • Идея свободного выбора вида деятельности.

 

Принципы программы

Исходя из изложенных выше положений, складываются основные принципы программы:

  • Принцип ценностного подхода к здоровью.
  • Принцип сопричастности - формирование и укрепление неравнодушной позиции по отношению к происходящему вокруг и рядом.
  • Принцип самоуправления - развитие детской инициативы, самодеятельности в разнообразных сферах.
  • Принцип природоцелесообразности - включенности воспитательных систем в реальную окружающих жизнь, решения проблем и оздоровления в природной среде.
  • Принцип содержательности и многообразия творчества, лежащего в основе индивидуальной и коллективной деятельности.
  • Принцип свободы выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимое условие самостоятельности, творческого развития и самореализации ребенка
  • Факторы риска развития творческого потенциала.
  1. Нарушение отношений с взрослыми.
  2. Низкая самооценка.
  3. Неудовлетворительные межличностные отношения с детьми в отряде.
  4. Эмоциональная неуравновешенность, колебания настроения.
  5. Гиперчувствительность к критике.
  6. Недостаток лидерских способностей.
  7. Отсутствие самодисциплины.

 

4. Механизм реализации программы осуществляется в 3 этапа:

I этап — организационно - методический (апрель, май). На этом этапе происходит написание программы, определяется тема, цели, задачи и направления, по которым будет осуществляться программа, идет работа с методической литературой. Проводятся методические консультации. Происходит обучение новых вожатых, а также информирование и подготовка всего педагогического коллектива в связи с особенностями данной программы. Разрабатывается план и концепция основных мероприятий

II этап — Функционально - деятельностный (июнь-август). На этом этапе осуществляется непосредственная работа по программе. Включение участников в различные направления и формы спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой, познавательной и трудовой деятельности.

По мере реализации возможны изменения в содержании программ смен, исходя из интересов и потребностей участников, а также творческого подхода к выбору форм и методов работы с детьми.

Функционально-деятельностный этап делится на четыре периода — смены (продолжительностью в 21 день), каждая из которых, являясь частью целого, подчинена целям и задачам всей программы, но при этом отличается от других смен своей темой и поставленной перед участниками игровой задачей.

Каждая смена, в свою очередь состоит из трех плавно переходящих один в другой периодов: организационный, основной, заключительный. Цели и задачи периодов смены определяют выбор форм и содержания всех досуговых мероприятий, проводимых на функционально-деятельностном этапе реализации программы.

III этап - Диагностико-аналитический (сентябрь)

Данный этап включает отслеживание эффективности реализации программы, корректировку форм и способов ее изучения, анализа, интерпретации полученных результатов (по итогам тестирования и анкетирования участников смены).

Программа летнего отдыха детей реализуется по блокам, содействующим всестороннему развитию детей на смене и приобретению ими нового социального опыта:

 

5. Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1. Чёткое представление целей и постановка задач.

2. Конкретное планирование деятельности.

3. Кадровое обеспечение программы.

4. Методическое обеспечение программы.

5. Педагогические условия.

6. Материально-техническое обеспечение.

 

6. Методическое обеспечение.

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
  2. Должностные инструкции всех участников процесса.
  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  5. Проведение ежедневных планёрок.
  6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

7. Педагогические условия.

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3.  Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  6. Организация различных видов стимулирования.

 

8. Предполагаемые результаты программы.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

Формирование патриотически-воспитанной личности.

Критерии отслеживания:

1. Качественный и количественный показатель участия в мероприятиях (Через рейтинг проведенных мероприятий);

2. Качественный и количественный показатель участия в ремесленных мастерских (мониторинг посещаемости);

3. Качественный показатель позитивного отношения к истории традициям своей Родины (анкетирование, наблюдение);

4. Проявление самостоятельной творческой позиции в организации мероприятий патриотической направленности (через самоуправление);

5. Желание детей реализовывать полученные знания в постлагерный период (Через проведение анкетирования).

6. Усвоение базовых знаний, умений и навыков по изучению традиционной народной культуры.

 

9. Критерии эффективности программы.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей

 

Критерии отслеживания:

* через результаты выполненных контрольных мероприятий, экран роста статуса дружины, количество заработанных за (день) смену условных денежных единиц.

* через практическую деятельность детей по организации и проведению мероприятий;

* чрез участие в ремесленных мастерских, мониторинг посещаемости.

 

Критерии отслеживания реализации творческого потенциала личности ребёнка.

1. через анализ (итоговые таблицы, анкеты):

2. наличие творческой активности;

3. результативность участия в отрядных и общелагерных мероприятиях, КТД (в трудовых делах, конкурсах, театрализованных представлениях, в работе детского самоуправления).

 

Критерии отслеживания формирования устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни.

Анализ-

1. качественный и количественный показатель проведения оздоровительных зарядок и их системность;

2. качественный и количественный показатель участия детей в специализированных центрах, мероприятиях спортивной направленности.

 

Критерии отслеживания проявления позитивного отношения к самообслуживанию, общественно полезному труду

Анализ:

1. качественный показатель результативности экрана чистоты;

2. качественный показатель полученных результатов участия в мотивационно - трудовых играх;

3. количественный и качественный показатель участия детей в трудовых десантах;

4. анкетирования детей в начале и в конце смены;

5. динамика развития статуса дружины.